Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРАДУАЛ
12, С. 260-263 опубликовано: 16 июня 2011г.


ГРАДУАЛ

[лат. graduale от лат. gradus - ступень].

Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. Diozesanbibl. 1b. Fol. 3)
Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. Diozesanbibl. 1b. Fol. 3)

Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. Diozesanbibl. 1b. Fol. 3)

I. Песнопение в составе рим. чина мессы, к-рое следует за 1-м чтением из Свящ. Писания (из Апостола) и изменяется по дням литургического года (т. н. proprium missae). Название связано с первоначальным местом исполнения песнопения, к-рое происходило со ступеней амвона (см.: Ordo Romanus V 30; с того же места читался Апостол, тогда как Евангелие - с самой вершины амвона (в отличие от Рима в Галлии все чтения звучали с вершины амвона); с XII в., когда амвоны исчезли из большинства храмов, Г. стали петь со ступеней, ведущих к алтарю (Beleth. Ration. div. offic. 2; Durand. Rationale. 4. 19)).

Текст Г. заимствуется обычно из Псалтири и часто обозначается в рукописях как responsum, responsorium (ответ) и является респонсорием по литургической функции - ответом на прозвучавшее чтение и по форме исполнения - хор отвечает пением рефрена на исполняемый солистом стих (стихи). Практика подобного пения псалмов, вероятно, существовала еще в ветхозаветном храме (Пс 119-134 в Вульгате имеют надписание Сanticum graduum - песнь ступеней). Образцом для возникновения христ. традиции респонсорного пения мог служить Пс 135 с рефреном «Ибо вовек милость Его» (подробнее см. ст. Псалмодия).

Термин «Г.» встречается в рукописях с кон. VIII в.: сначала в сочетании responsorium graduale, затем отдельно. В Ordo Romanus I 10 для Г. используется термин responsum. Исидор Севильский (Isid. Hisp. De eccl. offic. 1. 8) и Амалар Симфозий Мецский называют его responsorium (Amalar. Lib. offic. 3. 11. 1; 3. 12. 1), Рабан Мавр, следуя галликанской традиции,- gradale (Raban. Maur. Sacr. ord. 19). Позже наименование «респонсорий» закрепилось за песнопениями оффиция, а Г.- за песнопениями мессы. Аналогичные Г. песнопения в амвросианском обряде называются psalmellus, в испано-мосарабском обряде - psallendum.

Хотя о респонсорном пении псалмов сообщает уже Тертуллиан (Tertull. De anima. 9; De orat. 27), первые свидетельства о Г. на Западе относятся ко 2-й пол. IV - нач. V в. (Aug. Serm. 138. 1; 170. 1; 176. 1; In Ps. 25. 5; 29. 1; 40. 1; 119. 1). Пение Г. после чтения Апостола было особенностью североафрикан. и рим. традиций (ср. замечание more romano - «по рим. обычаю» в German. Ep. 1. 9). В др. христ. традициях песнопение, подобное Г., исполняется до чтения Апостола (в частности, в визант. традиции ему соответствует прокимен). В отличие от др. песнопений мессы Г. никогда не сопровождал священнодействий, по свидетельству древних и средневек. авторов, епископ должен был внимательно слушать это песнопение.

Градуал. Инициал P(uer) со сценой «Поклонение Младенцу». 1435 г. (б-ка им. К. Вайзе, Циттау. Ms. A. V. Graduale Bl. 15v)
Градуал. Инициал P(uer) со сценой «Поклонение Младенцу». 1435 г. (б-ка им. К. Вайзе, Циттау. Ms. A. V. Graduale Bl. 15v)

Градуал. Инициал P(uer) со сценой «Поклонение Младенцу». 1435 г. (б-ка им. К. Вайзе, Циттау. Ms. A. V. Graduale Bl. 15v)

В григорианской традиции Г. первоначально входили в состав Антифонария мессы (более позднее название - Г., разновидность - Кантаторий). Для удобства священников Г. помещались также в Сакраментариях (напр., Paris. BNF. lat. 2291. Fol. 9-15, 875-876 гг.; Ibid. 12050, Fol. 3-16v, после 853 г.), реже - в Лекционариях (St. Omer. Bibl. Municip. 252, X-XI вв.). Позже они были включены в состав Миссала и одноименной с ними певч. кн. Graduale (или Liber gradualis) (см. далее).

Оригинальный репертуар Г. рим. мессы, составление к-рого средневек. традиция приписывала свт. Григорию Великому (Ɨ 604), точно неизвестен. Все сохранившиеся рукописи несут следы реформ, проводившихся во франк. землях во 2-й пол. VIII - нач. IX в. Установлено лишь, что набор песнопений мессы развивался синхронно с Сакраментарием и Лекционарием.

Псалмы до сер. V в. исполнялись респонсорно полностью и при участии всей общины (Leo Magn. Serm. 3. 1). По свидетельству блж. Августина, стихи псалма возглашались чтецом (Aug. In Ps. 138. 1). К времени понтификата свт. Григория Великого Г. стали сокращаться до 1 стиха и исполняться певцом и хором (schola cantorum). Римский Собор 595 г. по настоянию свт. Григория запретил возглашать стихи Г. диаконам (Gregorii I, papae Decreta // PL. 77. Col. 1335). До IX в. солистом выступал один из субдиаконов (см., напр.: Ordo Romanus I), позже - кантор (солист).

В рукописных и печатных книгах Г. обычно состоит из 2 стихов одного и того же псалма: 1-й называется responsum, 2-й - versus. В книгах, изданных после Тридентского Собора, 4 Г. состоят из стихов 2 разных псалмов (на память св. Стефана; в воскресенье De Passione и в следующие за ним четверг и субботу). В 14 случаях стихи Г. заимствуются не из Псалтири (напр., на праздник Непорочного зачатия - Иф 12. 23; 15. 10; в день Св. Троицы - Дан 3. 55-56; в Великий четверг - Флп 2. 8-9; на вигилию Рождества Христова - Исх 16. 6-7; Ис 35. 4 и проч.), включая нек-рые БЮогородичные праздники, когда поются Г. церковного сочинения (напр., на Визитацию (Посещение) прав. Елисаветы (2 июля)).

Во 2-й пол. IX в. Г. исполнялся следующим образом: кантор пел responsum, а весь хор отвечал, повторяя его, затем кантор пел стих Г. (Ordo Romanus V 30). Вероятно, еще в XII-XIII вв. респонсорий повторялся хором и после стиха (Robert. Paulul. De caerem. 2. 18; 3. 17; Sicard. Mitrale. 3. 3). Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) писал, что хор первым поет респонсорий, к-рый затем повторяется кем-то одним из хора, а потом один певец поет стих, к-рый повторяется хором (Honor. August. Gemma anim. 1. 96). В кон. XIII в. на стих уже не отвечали (Durand. Rationale. 4. 19. 9). Поскольку певч. книги обычно не содержали рубрик, указывающих образ исполнения песнопений, в Новое время пение Г. было упрощено и стало терять респонсорный характер. Согласно Graduale Romanum 1886 и 1908 гг., респонсорий начинают петь 1 или 2 певца, исполняя первые слова до знака *, а народ или хор допевает, потом 2 певца поют стих до астериска, а хор допевает или повторяет весь респонсорий (De Ritibus servandis in Cantu Missae. 4). Согласно новому изданию 1974 г., респонсорий поют хор или певцы, стих - певцы, а повторяют респонсорий снова или хор, или певцы (в строгом смысле респонсорное исполнение полагается только, «когда есть возможность»).

Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. № 4. Л. 5)
Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. № 4. Л. 5)

Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. № 4. Л. 5)

В период Великого поста пение Г. имеет нек-рые особенности. В среду поста 4 времен года периода Четыредесятницы и в Великую среду Г. следует за 1-м пророческим чтением, тракт, замещающий пение «Аллилуия»,- за 2-м (из Апостола). В субботу поста 4 времен года, когда бывает неск. пророческих чтений, Г. поется после каждого из первых 4 чтений, а тракт - после Апостола. В среды поста 4 времен года в период Адвента, в сент. и после 4-го воскресенья Великого поста указывается пение 2 Г. В Великий четверг поется только Г. без тракта. В Великую пятницу и Великую субботу, а также в период Пятидесятницы Г. не поется. На Пасху поется Г. «Haec dies» (Сей день) со стихами из Пс 117 (Confitemini) (согласно посттридентским книгам, его стихи поются не в один день, а в течение всей Светлой седмицы).

Мелодика Г. и их стихов (как и всех респонсориев) имеет широко распевный, мелизматический стиль. Обогащение мелодики Г. обусловило постепенный отказ от большого количества стихов и сохранение лишь одного из них. Развитие мелодики Г. стало причиной того, что хоровой рефрен по окончании стиха повторяется не всегда, а лишь по необходимости, если того требует содержание текста: напр., Г. на день св. Иоанна Крестителя (24 июня) «Priusquam te formarem in utero, novi te, et antequam exires de ventre, sanctificavi te» (Прежде чем образовать тебя во чреве, Я узнал тебя, и до того как ты вышел из чрева, Я освятил тебя) со стихом «Misit Dominus manum suam, et tetigit os meum, et dixit mihi» (Простер Господь длань Свою, и коснулся уст моих, и сказал). С отказом от повторения Г. после стиха связано и изменение исполнительского состава: Г. интонирует кантор, а хор продолжает его и затем исполняет стих.

С т. зр. модальности Г. обладают исключительно большим звуковым диапазоном и относятся к т. н. расширенным модусам: в Г., как правило, задействованы не только основные, но и вспомогательные предоминанты (т. е. модально сильные, или структурные, ступени - см. в ст. Modus). Нередко стихи завершаются этими ступенями, а не финалисом, что также подтверждает необходимость повторения Г. после стиха. Обширное звуковое поле Г. дает большие возможности для передачи различного словесного текста. Однако мелодии Г. не являются оригинальными и представляют собой переработку неск. мелодий-типов; это касается и стихов Г., отличающихся высокохудожественным оформлением. Ориентация Г. на типовые мелодические модели свидетельствует о древности жанра.

Др. указанием на древнее происхождение Г. является запись почти всех Г. 2-го (protus plagalis) модуса (гласа) с финалисом «ля» (эта характерная для рукописей особенность сохранилась и в печатных источниках).

Примерно половина всех Г. распета в 5-м (tritus authenticus) модусе, что возможно, связано с его активной квинтовой восходящей начальной интонацией, соответствующей торжественному характеру этого песнопения.

В XIII в. монодические Г. и их стихи подвергались обработке в технике органума.

Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. № 1992. Л. 26)
Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. № 1992. Л. 26)

Градуал. До 1320 г. (РГБ. Ф. 183. № 1992. Л. 26)

II. Литургическая книга рим. обряда, содержащая преимущественно изменяемые песнопения мессы. Наименование книги происходит от ее основного жанра - graduale (см. выше).

На протяжении средних веков термин «Г.» использовался для обозначения Антифонария мессы (Antiphonale missarum) (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 361, XII в.; Paris. BNF. lat. 903, 1000-1100 гг.), тогда как собственно Антифонарием называлась книга, содержащая песнопения оффиция. В григорианской традиции певч. тексты мессы изначально содержались в неск. книгах: в частности, респонсории (gradualia), «Аллилуия» со стихами и тракты (иногда стихи оффертория) входили в состав Кантатория, к-рый во франк. землях назывался Gradale, респонсории помещались в Респонсориале, а входные и причастные антифоны (introitus и communio) - в Антифонарии (Amalar. Lib. offic. Prolog. 17). Древнейший образец Кантатория - рукопись из Сев. Италии Monza. Tesoro della basilica S. Giovanni. 109, ок. 800 г. (изд.: Hesbert. 1935). Во времена Амалара Мецского (Ɨ ок. 850) книги такого типа имели скорее вспомогательную функцию (солист, как и весь хор, пел по памяти). С X в. появляются полностью нотированные Г.

Г. включает неск. разделов - Proprium de tempore (от 1-го воскресенья Адвента до 23-го воскресенья после Пятидесятницы), Proprium sanctorum (начиная с вигилии ап. Андрея (29 нояб.)), Commune sanctorum, песнопения вотивных месс, месс на памяти местночтимых святых, заупокойных месс, общие тоны (toni communes) и др. Состав Г. мог расширяться за счет включения в него секвенций, тропов, прозул, процессиональных гимнов и антифонов (ранние примеры - Bamberg. Staatl. Bibl. Lit. 6, 1000 г.; Benevent. Arch. Cap. 38, 1000-1100 гг.; тропы и бо́льшая часть секвенций были исключены из Г. после реформ Тридентского Собора) и отдельных песнопений ординария мессы (Asperges, Gloria, Sanctus, Credo, Agnus Dei, Ite, missae est) (иногда неизменяемые песнопения помещались в особых книгах - Kyriale, Ordinarium missae, Ordo cantus missae). Подобно Антифонариям, Г. могут состоять из неск. (чаще 2 или 4) томов.

Среди рукописных Г., ныне хранящихся в Москве, 2 наиболее древних, записанных на пергамене входят в собрание РГБ: Ф. 183. № 1992 - Г.-темпорал от Пасхи до Адвента и кириал, созданный до 1320 г. в Италии или Франции и предназначенный для муж., возможно францисканского, мон-ря; Ф. 183. № 1990 - итал. Г. de tempore, составленный после 1334 г. для муж. мон-ря. К поздним источникам, интересным с т. зр. состава, относится бумажный Г. XVII в., выполненный во Фрайбурге-им-Брайсгау для коллегии регулярных каноников св. Августина,- Ф. 270. I б. № 4, представляющий собой собрание интроитов темпорала и санкторала на весь год, секвенциарий, запись заупокойной мессы (ординарий и проприй), кириал и в качестве позднейшего добавления 2 многоголосные мессы.

Наиболее известное печатное издание Г.- Editio Maedicea - вышло в Риме в 1614-1615 гг. С изменениями и дополнениями официально утвержденный Г. переиздавался после реформ папы Пия X (1908) и Ватиканского II Собора (1974).

Лит.: Stäblein B. Graduale (Gesang) // MGG. Bd. 5. S. 632-659; Feininger L. C. J. Repertorium Cantus Plani. Vol. 2: Gradualia. Trento, 1971; Bescond A.-J. Le chant grégorien. P., 1972, 2000; Hesbert R. J. Le graduel: Chant responsorial // Ephemerides Liturgicae. 1981. Vol. 95. P. 316-350; Agustoni L. Gregorianischer Choral // Musik im Gottesdienst / Hrsg. v. H. Musch. Regensburg, 19934. Bd. 1. S. 199-335; Hiley D. Western Plainchant: A Handbuch. Oxf., 1993; Bernard Ph. Les chants propres de la Messe dans les répertoires Grégorien et Romain anciens: Essai d'édition pratique des variantes textuelles // Ephemerides liturgicae. 1996. Vol. 110. P. 210-251; idem. Les variantes textuelles des chants du propre de la Messe dans les répertoires «Grégorien» et «Romain ancien»: Index des pièces // Ibid. P. 445-450; Андреев А. Грегорианский хорал. М., 2004.
Ист.: Hesbert R.-J., ed. Antiphonale Missarum Sextuplex d'après le graduel de Monza et les antiphonaires de Rheinau, du Mont-Blandin, de Compiègne, de Corbie et de Senlis. Brux., 1935. R., 19672; Le Graduel Romain: Ed. crit. par les moines de Solesmes. Solesmes, 1957, 1960, 1962. Vol. 2, 4/1-2; Graduale Triplex, seu Graduale Romanum Pauli PP. VI cura recognitum & rhythmicis signis a Solesmensibus monachis ornatum, neumis Laudunensibus (cod. 239) et Sangallensibus (Cod. Sangallensis 359 et Einsidlensis 121) nunc auctum. Solesmes, 1979; Graduale de Tempore: Iuxta ritum sacrosanct. Roman. ecclesiae: Ed. Princeps (1614) / Ed. G. Baroffio, M. Sodi. Vat., 2001; Graduale de Sanctis: Iuxta ritum sacrosanct. Roman. ecclesiae: Ed. Princeps (1614-1615) / Ed. G. Baroffio et al. Vat., 2001; Москва Ю. В. Латинские певч. литург. рукописи в РГБ // Рус. архивы за рубежом. Зарубежные архивы в России: Мат-лы междунар. конф. М., 2004. С. 169-188. (Науч. тр. МГК; Сб. 50).
Лит.: Gastoué A. Musique et liturgie: Le Graduel et l'Antiphonaire romains: Histoire et déscription. Lyon, 1913; Delalande D. Le Graduel des Prêcheurs: Rech. sur les sources et la valeur de son texte musical. P., 1949; Huglo M. Les livres de chant liturgique. Turnhout, 1988; Milanese G. Concordantia et instrumenta lexicographica ad Graduale Romanum pertinentia. Savona; Genova, 1996.
А. А. Ткаченко, Ю. В. Москва
Ключевые слова:
Богослужение Римской Католической Церкви Градуал, песнопение в составе римского чина мессы Месса, общепринятое наименование чинопоследования евхаристического богослужения в римском и др. западных обрядах Церковное пение католическое
См.также:
АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД одна из основных зап. богослужебных традиций
ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ традиц. обозначение одноголосного (монодийного) пения римского обряда
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик
ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АЛЛИЛУИЯ торжественная литургическая аккламация
АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений